на заглавную
Кто есть кто в российской психологии
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
БА БЕ БЛ БО БР БУ
БАР БАС БАХ

БАСОВ, МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ


(1892-1931)
   Российский психолог. Ученик А.Ф. Лазурского, под руководством которого начал свою научную деятельность в психологической лаборатории института Бехтерева. После смерти своего учителя Б. возглавляет лабораторию (1920), которая входит в состав Института по изучению мозга и психической деятельности, организованного Бехтеревым на основе Психоневрологического института.
   Большое внимание в своей научной деятельности обращал на анализ и разработку методов психологического исследования. Однако фокусом его исследовательских интересов становится проблема закономерностей и движущих сил психического развития, тесно связанная в его концепции с вопросом о предмете психологии.
   В своих работах “Методика психологических наблюдений над детьми” (1926), “Общие основы педологии” (1931), он развивал идеи Лазурского о роли естественного эксперимента, как ведущего при исследовании психики детей. Большое внимание Б. уделял популяризации и введению в педагогическую практику и метода наблюдения, разрабатывая схемы наблюдений, а также методику анализа полученного при наблюдении и естественном эксперименте эмпирических данных. Доказывая, что научная психология должна опираться на объективное, внешнее наблюдение, Б. писал, что это единственный метод, “который может быть применен ко всем формам развития психических функций.” Если роль наблюдения связана прежде всего с широкими возможностями его применения, то значительная роль естественного эксперимента соотносилась Б. с его возможностью сохранения естественных связей со средой, что практически исключается в лабораторном эксперименте.
   Важнейшей заслугой Б. является разработка совершенно нового подхода к взаимодействию человека со средой. Главное положение теории Б. - идея о том, что человек есть активный деятель в объективной, закономерно организованной среде. Он впервые показал, что активность человека проявляется не только в приспособлении, но и в изменении среды, а сама среда не аморфная масса, но определенным образом структурированная ситуация. Из этого положения Б. делает важный вывод о том, что психическое и физическое развитие - это два разных процесса, которые подчиняются разным законам. Развитие организма определяется механизмом, биологически фиксированном в нем самом. В то же время развитие человека как деятеля в среде, наоборот, впрямую зависит от окружающего социума и в зависимости от условий может идти по-разному, принимая разнообразные, часто совершенно непохожие друг на друга формы. Главный смысл этого развития состоит в том, что человек действенно проникает в среду и овладевает ею путем активного ее познания.
   Б. разработана функциональная периодизация деятельности, в которой выделены следующие уровни:
   - простая временная цепь актов, в которой каждый акт вызывается отдельным стимулом, не связанным с другими.
   - ассоциативно-детерминированная деятельность, в которой каждое последующее звено связано по ассоциации с предыдущим.
   - апперцептивно-детеминированная деятельность, характеризующаяся устремленностью к определенной цели и планомерностью течения.
   Для того, чтобы подчеркнуть разницу своего подхода к активности человека Б. впервые в истории отечественной психологии вводит термин “деятельность”, говоря о “деятельности организма в окружающей среде, с помощью которой он устанавливает и выявляет свои взаимоотношения с нею”. Принципиальная новизна позиции Б. заключалась в том, что психическое развитие человека вводилось в социально-историческую систему координат, так как развитие человека как деятеля определялось окружающей и воздействующей на него средой, причем не только средой природной, но и культурно-исторической. Как существо социальное и историческое человек “развивается на основе всей суммы опыта бесконечного ряда предшествующих поколений”.
   Подчеркивая, что человек является не просто деятелем в среде, но конкретным деятелем в определенной области профессионального труда, Б. обосновывал идею о том, что деятельность опосредует взаимоотношения организма и среды. Важная роль этого опосредующего звена связана с тем, что любая деятельность, и тем более деятельность профессиональная, несет в себе необходимые для ее выполнения знания. Это содержание деятельности Б. называл наукой. С помощью представлений о науке как о факторе, организующем деятельность человека, Б. обосновывал идею о культурной детерминации этой деятельности. Таким образом в теории Б. были заложены не только новые методы исследования психического развития, но и новые подходы к самому этому развитию, которое, как он подчеркивал, определяется не только наследственностью, но и искусственно созданной средой, в которую входят “наука, техника, искусство, религия и вся общественная организация людей”.
< на заглавную ^ к началу страницы
© 2008-2016 "Психологические словари"
Powered by Glossword
Яндекс.Метрика