на заглавную
Кто есть кто в российской психологии
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
АБ АЛ АН АР АС АХ
АРА АРК АРТ АРЯ

АРКИН, ЕФИМ АРОНОВИЧ


(1873-1978)
   Российский психолог и педагог, закончил медицинский ф-т Киевского университета (1897), доктор педагогических наук (1936), профессор (1924). Начиная с середины двадцатых годов, научно-педагогическая деятельность А. в Москве сосредотачивалась в пед. Институте дефектологии и МПГИ им. Ленина.
   В центре исследовательских интересов А. были проблемы развития личности детей, формирования детских коллективов и генезиса психики в раннем и дошкольном возрасте. Уделяя большое внимание наследственной обусловленности психического развития, А. в двадцатые годы примыкал к биогенетическому направлению, возглавляемому П.П. Блонским.
   Изучая динамику развития и проявления тех бессознательных инстинктов и влечений, которые приводят к объединению детей в группы, А. приходил к выводу, что существует известное соответствие между детскими коллективами и коллективами древних, первобытных людей. Главная закономерность, выделенная А. при исследовании динамики развития детского коллектива, состоит в том, что устойчивость связей и количество детей, охватываемых этими связями, зависят от возраста детей. Изменение стимулов, которые обуславливают соединение детей в группы, идет от предметов внешнего мира (обыкновенно игрушки) к склонностям или влечениям и затем к чувствам, связанным с другими детьми.
   Изучая взаимосвязи между коллективом и личностью, он приходил к выводу, что определенная степень организованности и вытекающей из нее дисциплины не должны привести к потере самостоятельности самодеятельности у членов коллектива и что нормальное развитие коллектива неизбежно предполагает "широкую наличность элемента свободы".
   Изучая проблему лидерства (вожачества) пришел к выводу, что вожаками являются не только те дети, которые организовывают деятельность группы, но и дезорганизаторы. А. доказывал, что сила вожака не в любви к нему детей, а в том, что он первый указывает наиболее доступные, надежные и экономные пути прорыва детской активности, вовлекая детей в ту или иную деятельность. То есть ценность лидера в том, какие перспективы открывает для развития группы тот выход активности, который предложен вожаком.
   В дальнейшем изучал вопросы влияния полового воспитания детей, процесс вхождения новых детей в группу, факторы, влияющие на сплоченность коллектива, динамику групповой дифференциации. Исследуя влияние индивидуальных особенностей, склонностей и интересов детей на процесс формирования группы, А. писал о необходимости учета этих факторов взрослыми при организации детских коллективов и преодолении конфликтов внутри них.
< на заглавную ^ к началу страницы
© 2008-2016 "Психологические словари"
Powered by Glossword
Яндекс.Метрика