на заглавную
Кто есть кто в российской психологии
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
АБ АЛ АН АР АС АХ
АНА АНД АНО АНЦ

АНДРЕЕВА, ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА


(1924 г.р.)
   Российский психолог, ведущий специалист в области социальной психологии. Окончила философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1950), преподает в МГУ с 1953 г., доктор философских (1966), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1993), заслуженный деятель науки РФ (1984), член Европейской Ассоциации Экспериментальной Социальной Психологии (1975).
   В 1972 г. А. создала на факультете психологии МГУ кафедру социальной психологии и до 1989 г. заведовала ею. Создание этой кафедры во многом способствовало становлению социальной психологии как научной и учебной дисциплины в вузах страны: была разработана программа курса, А. был написан первый в стране университетский учебник “Социальная психология” (М., 1980), удостоенный Ломоносовской премии (1984). В ее работах осуществлена систематизация социально-психологического знания, разработана общая теория социальной психологии. Ею обоснованы основные принципы социально-психологической теории, связанные с содержательным анализом человеческого поведения и деятельности, изложены ведущие проблемы социальной психологии, освещены методологические аспекты социально-психологического исследования. В работах А. дается психологическая характеристика разных социальных групп, раскрывается динамика социально-психологических процессов, рассматриваются основные направления прикладных исследований в социальной психологии.
   Тема докторской диссертации А.: “Методологические проблемы эмпирического социального исследования” (1966). В последующие годы область научных интересов А. переместилась от философии и социологии к проблемам социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Ею была предложена теоретическая схема системного исследования этой области. На кафедре социальной психологии под руководством А. проводились многочисленные исследования по этой проблематике, что отражено в ряде коллективных монографий (1978; 1981; 1984), в которых А. выступала в качестве редактора и автора. Ее концепция исследования социально-перцептивных процессов в реальных социальных группах послужила основой для многих кандидатских диссертаций. Изучение проблем социальной перцепции проводится в условиях конкретной совместной деятельности членов группы, с учетом социального контекста, в который включена та или иная группа в процессе своей жизнедеятельности. В качестве важнейших переменных выделены специфика содержания совместной деятельности и уровень развития группы. В 90-е годы результаты многолетних исследований обобщены А. в разработанном ею спецкурсе “Психология социального познания”, на основе которого написано учебное пособие (Андреева, 1997).
   А. подготовлено 48 кандидатов и 9 докторов наук, опубликовано более 160 работ (включая 12 монографий и учебников, индивидуальных, а также в соавторстве или под ее редакцией), в том числе многие - в зарубежных изданиях.
< на заглавную ^ к началу страницы
© 2008-2016 "Психологические словари"
Powered by Glossword
Яндекс.Метрика