на заглавную
Краткий психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ЮМ ЮН ЮР
ЮНГ ЮНО

ЮНГ (JUNG) КАРЛ ГУСТАВ


(1875–1961) — швейцарский психолог, психиатр и психоаналитик, основатель аналитической психологии. Защитив в 1902 г. диссертацию «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов», организовал в Цюрихе экспериментальную лабораторию (1904), в которой разрабатывались методы психиатрической диагностики, в том числе методика ассоциативного эксперимента. В 1903–1904 гг. совместно с Э. Блейлером, К. А. Абрахамом и др. заинтересовался психоанализом З. Фрейда и начал практиковать психоаналитическую терапию. В 1907 г. познакомился с З. Фрейдом и основал общество З. Фрейда в Цюрихе. В 1906–1910 гг. разработал основы учения о комплексах, в том числе и «комплексе Электры». Эти идеи использовались и развивались в учениях З. Фрейда, А. Адлера и др.
В 1911 г. появились его серьезные теоретические разногласия с З. Фрейдом, особо обострившиеся после выхода книги «Метаморфозы и символы либидо» (1912), в которой он отверг сексуальную интерпретацию либидо З. Фрейдом, предложил понимание либидо как психической энергии вообще, выдвинул концепцию коллективного бессознательного и архетипов. В 1913 г. порвал с З. Фрейдом и интенсифицировал разработку собственных психологических воззрений, к-рые составили основу созданной им аналитической психологии — одного из наиболее представительных течений глубинной психологии. В работе «Структуры бессознательного» (1916) Ю. развил представление о существовании в психике человека, наряду с индивидуальным бессознательным, более глубокого слоя — коллективного бессознательного, содержание к-рого составляют общечеловеческие первообразы — архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.), среди к-рых центральная роль принадлежит архетипу «самости» — потенциальному ядру личности. Считал, что они лежат в основе мифологии, символики сновидений, художественного творчества и т. д.
В 1921 г. в книге «Психологические типы» изложил разработанную им типологию характеров, основанную на критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир (см. экстраверсия - интроверсия) и доминировании определенной психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции). Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, фольклор, религии, алхимию, психические расстройства, культуру и др. Стремился подкрепить свои теоретические изыскания эмпирическими исследованиями. Значительное внимание уделял разработке концепции личности, в т. ч. вопросам ее становления, структуры и самореализации, понимание к-рых частично изложил в работах «Отношение между Я и бессознательным» (1928), «Об энергетике души» (1928), «Проблемы души нашего времени» (1931) и др.
Активно занимался психотерапевтической практикой. В качестве основной задачи психотерапии выдвигал восстановление нарушенных связей между различными уровнями и системами психики.
В качестве основного содержания психической жизни человека принимал процесс «индивидуации» — стремление личности к полному воплощению своих возможностей. Считал, что его аналитическая психология может быть понята как учение, психотерапия и своеобразный «путь освобождения людей».
Опубликовал ряд книг по различным проблемам психологии: «Психология и религия» (1940), «О психологии бессознательного» (1943), «Психология и алхимия» (1944), «Психология и воспитание» (1946) и др.
< на заглавную ^ к началу страницы
© 2008-2016 "Психологические словари"
Powered by Glossword
Яндекс.Метрика