на заглавную
Краткий психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
УБ УД УЗ УМ УО УП УР УС УТ УХ УШ
УСВ УСЛ УСТ

УСТАНОВКА


готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Понятие У. первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора готовности действовать тем или иным образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и нек-рые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т. Шуман, 1889), а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов (Н. Ах, 1905). Позднее понятие социальной У. — аттитюда — вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий, 1918–1920). В качестве объяснительного принципа изучения психических явлений У. наиболее глубоко разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (см. установки теория). В общей психологии У. применяется при исследовании целенаправленного поведения животных, психофизиологических механизмов приспособления организма к предвосхищаемым ситуациям, избирательности и направленности психических процессов, механизмов неосознаваемой регуляции деятельности личности, формирования характера. В социальной психологии У. используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса самореализации и изменения У., например, под влиянием пропаганды (см. психология пропаганды), а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях.
Функция У., ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. Основные функции У. в деятельности: а) У. определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях; б) У. освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; в) У. может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям. Эффекты У. непосредственно обнаруживаются только при изменении условий протекания деятельности. Вследствие этого общим методическим приемом изучения феноменов У. является прием «прерывания» деятельности. Содержание У. зависит от места объективного фактора, вызывающего эту У., в структуре деятельности. В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена У. (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни смысловых, целевых и операциональных У. Смысловая У. выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, к-рые имеют личностный смысл. По происхождению смысловые У. личности производны от социальных У. Смысловые У. содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится), эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл). С помощью смысловых У. индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды (инструментальная функция), они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях (функция самозащиты), способствуют самоутверждению личности (ценностно-экспрессивная функция), выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей (познавательная функция). В отличие от целевых и операциональных У., изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, изменение смысловых У. всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта. Целевые У. вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. В случае прерывания действия целевые У. проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия (см. эффект незавершенного действия). Операциональная У. имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и т. п. Психофизиологические механизмы, реализующие различные операциональные У., проявляются в общем тонусе организма, выражающем позу субъекта в целом, определенную преднастройку в сенсорной и моторной области, что предшествует развертыванию тех или иных способов осуществления действия.
< на заглавную ^ к началу страницы
© 2008-2016 "Психологические словари"
Powered by Glossword
Яндекс.Метрика