на заглавную
Краткий психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ЛА ЛЕ ЛИ ЛО ЛУ ЛЮ
ЛЕБ ЛЕВ ЛЕЙ ЛЕО ЛЕС ЛЕШ

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА


психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х до середины 30-х гг. ХХ в. Основные представители Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда Л. ш. называют «второй Л. ш.» после «первой», Вундтовской (см. Вундт Вильгельм).
Л. ш., как и гештальтпсихология, разрабатывала целостный подход к изучению психики и сознания, однако, в отличие от Берлинской школы, выделяла, кроме гештальтов, другие единицы анализа психического мира: т. н. «комплекс-качества» (названные так по аналогии с «гештальт-качествами»), Это единицы анализа психики на более ранних ступенях развития, которых отличает от гештальтов их большая диффузность и эмоциональность. В то же время Л. ш. исследовала практически игнорируемую в гештальтпсихологии смысловую (см. смысл) сторону гештальтов. В теоретических и экспериментальных исследованиях Л. ш. пыталась доказать гипотезу о том, что психическое развитие во всех видах генезов (в фило-, антропо-, социо-, онто- и актуалгенезах) идет от комплекс-качеств к более «прегнантным» и осмысленным гештальтам. Особенную разработку получили в Л. ш. (в том числе с использованием метода феноменологического самонаблюдения) проблемы актуал- и онтогенезов, а также типологии восприятия (Ф. Зандер), развития изобразительной деятельности и мышления у детей раннего и дошкольного возрастов (Г. Фолькельт) и др.
«Целостнообразующими» факторами психической жизни Л. ш. называла чувства, к-рые определяют закономерности всех остальных психических процессов, поскольку в наибольшей степени отражают «трансфеноменальный мир» душевного «бытия», не сводимый к миру душевных феноменов. Этот мир представляет собой систему «структур» (термин Ф. Крюгера) различного вида (установок, диспозиций, потенций), определяющих собой течение актуальных психических процессов. Структуры делятся Л. ш. на «душевные» (индивидуальные, среди которых центральной является структура ценностных ориентаций личности, и надындивидуальные — «душа» семьи, народа, расы) и «объективно-духовные» (мораль, право, искусство, а также язык). По степени проявления в душевных структурах объективно-духовных структур различались более совершенные и менее совершенные структуры (например, более совершенной считалась душевная структура человека, способного к развитому эстетическому восприятию, чем структура «глухого к музыке» человека). В 50-е гг. эти взгляды нашли свое отражение в характерологическом учении А. Веллека. Поскольку структуры считались в Л. ш. врожденными, в истолковании причин межкультурных различий и развития психики она смыкалась с крайне биологизаторскими и объективно-идеалистическими направлениями в психологии, в том числе откровенно расистскими и фашистскими концепциями.
Вместе с тем Л. ш. сыграла значительную роль в возникновении и упрочении целостного подхода в психологии. Л. С. Выготский высоко оценивал онтогенетические исследования Л. ш. и рассматривал их результаты как эмпирические доказательства своей собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи Л. ш. оказали свое влияние на некоторых представителей гуманистической психологии (Г. Оллпорт).
< на заглавную ^ к началу страницы
© 2008-2016 "Психологические словари"
Powered by Glossword
Яндекс.Метрика