1. | ЗАБЫВАНИЕ | процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально Далее… |
2. | ЗАВИСТЬ | негативное состояние психики, вызывающее, как правило, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния. В состоянии З. человек воспринимает чью-то удачу или успехи на любом поприще Далее… |
3. | ЗАДАТКИ | врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и Далее… |
4. | ЗАДАЧА | 1) отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами Далее… |
5. | ЗАМЕЩЕНИЕ | защитный механизм, имеющий две различные формы проявления. В психоанализе выделены защита путем замещения объекта и защита путем замещения потребности. При З. объекта те чувства и Далее… |
6. | ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ | (1901–1977) — российский психолог, дефектолог, педагог. Занимался исследованием детей с задержкой умственного развития (см. умственного развития уровень), одним из первых стал употреблять Далее… |
7. | ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ | (у животных) — специфическая форма научения у животных (см. импринтинг). |
8. | ЗАПОМИНАНИЕ | обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З. — важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в Далее… |
9. | ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ | (1905–1981) — российский психолог. Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в онтогенетическом аспекте, раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных Далее… |
10. | ЗАРАЖЕНИЕ | 1) процесс передачи эмоционального состояния (см. эмоции) от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта (см. психофизиология) помимо или Далее… |
11. | ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ | система регуляторных механизмов, служащих устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями Далее… |
12. | ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ | относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже Далее… |
13. | ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ | совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира. З. с. суммирует значимые, необходимые каждому человеку в его Далее… |
14. | ЗЕЙГАРНИК БЛЮМА ВУЛЬФОВНА | (1900–1988) — российский психолог. Работая в школе К. Левина, выявила зависимость продуктивности запоминания от динамики потребностей субъекта («завершенности» действий), получившую Далее… |
15. | ЗЕЛЬЦ ОТТО | (1881–1944) — немецкий психолог, последователь Вюрцбургской школы. В экспериментальных исследованиях репродуктивного и продуктивного мышления раскрыл детерминацию мыслительных процессов Далее… |
16. | ЗИНЧЕНКО ПЕТР ИВАНОВИЧ | (1903–1969) — украинский психолог, автор работ по психологии памяти, трактуемой им с позиции деятельностного подхода («О забывании и воспроизведении школьных знаний», 1939). На этой основе Далее… |
17. | ЗНАК | предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Наука о З. — семиотика, возникшая во второй половине XIX — начале ХХ в., связанная с именами Ч. Пирса, Ч. Далее… |
18. | ЗНАЧЕНИЕ | обобщенная форма запечатления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах Далее… |
19. | ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ | личность, отраженная субъектность которой оказывает влияние на других людей. Это влияние выражается в изменении их мотивационно-смысловой (см. смысл) и эмоциональной сфер (см. Далее… |
20. | ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ | понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит Далее… |