1. | ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ | (1849–1934) — российский биолог и психолог, основатель сравнительной психологии в России. В. разработал объективный («биологический») метод исследования поведения животных, психику к-рых Далее… |
2. | ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА | (от англ. valid — действительный, пригодный, действенный) — один из основных (наряду с надежностью, репрезентативностью, объективностью, достоверностью и эффективностью) критериев оценки Далее… |
3. | ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА | (от англ. validity — полноценность) — достоверность (и степень достоверности) вывода, к-рую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного Далее… |
4. | ВАЛЛОН АНРИ | (1879–1962) — французский психолог, педагог. Наибольшую известность приобрели его исследования о связи действий с познанием («От действия к мысли», 1942), а также предложенная им схема Далее… |
5. | ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ | (1856–1925) — русский философ и психолог. Развивал идеи кантианства, называя свою философскую систему «логицизмом». В работе «О пределах и признаках одушевления» (1892) В. утверждал, что Далее… |
6. | ВДОХНОВЕНИЕ | состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. В. Далее… |
7. | ВЕБЕР (WEBER) ЭРНСТ ГЕНРИХ | (1795–1878) — немецкий анатом и физиолог, один из основоположников научной психологии. Иностранный член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1869). Проводил исследования прежде всего Далее… |
8. | ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА ЗАКОН | логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р): Е=k log P+ + c, где k и с — нек-рые постоянные, определяемые данной сенсорной системой. Эта Далее… |
9. | ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие «В. д.» в дальнейшем использовалось Д. Б. Далее… |
10. | ВЕРА | (в психологии) (от лат. veritas — истина, verus — истинный) —1) особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов Далее… |
11. | ВЕРБАЛЬНЫЙ | (от лат. verbalis — словесный) — термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала (см. знак), а также процессов оперирования с этим материалом. |
12. | ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ | предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации (И. М. Фейгенберг). Прошлый опыт и наличная ситуация дают основание для Далее… |
13. | ВЕРТГЕЙМЕР МАКС | (1880–1943) — немецкий психолог, представитель гештальтпсихологии. Выступал с критикой ассоциативного направления в психологии (см. ассоцианизм), экспериментально доказав, что сознание Далее… |
14. | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ | (в психологии) — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В. выступает как Далее… |
15. | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗАТОРОВ | одно из проявлений единства сенсорной сферы (см. сенсорная система). Наиболее полно изучены изменения функционального состояния одного анализатора в результате стимуляции другого. Явления Далее… |
16. | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ | 1) в широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий Далее… |
17. | ВИТАЛИЗМ | (от лат. vitalis — жизненный) — учение, противопоставляющее органические (жизненные) процессы другим процессам природы, полагая, что первые управляются особой, целесообразно действующей Далее… |
18. | ВЛАСТЬ | аспект выражения господства и подчинения в отношениях между людьми. В. является социально необходимым условием управления, сопровождается направленной передачей информации и реализуется в Далее… |
19. | ВЛЕЧЕНИЕ | психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. В. является преходящим явлением, поскольку представленная в нем Далее… |
20. | ВЛИЯНИЕ | (в психологии) — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с ним. Различают Далее… |